Термин «гражданская жизнь» я употребил не случайно. Я впервые смог получить нормальный паспорт гражданина СССР, впервые получил право участия в выборах – до войны я был еще несовершеннолетним. Больше того, я впервые получил собственную жилплощадь – комнату в двухкомнатной квартире с видом на пути Киевского вокзала и поворот Филевской линии метро и, конечно, соответствующей акустикой. Я стал впервые работать не как ссыльный или лишенный прав, а как нормальный советский гражданин. Мне исполнилось 33 года.
Я восстановился в МВТУ, на 3-й курс. Ребята были лет на 15 моложе меня, да и ряд преподавателей не старше. С колоссальным напряжением усваивал материал. Такие вещи, как формулы дифференцирования (и многое другое), которые после 2-го курса остаются в памяти автоматом, приходилось чуть ли не каждый раз или смотреть в справочнике, или выводить – за предыдущие 13 лет дифференцировать не пришлось ни разу! Наконец, срабатывало чувство чести – в моем положении и возрасте нельзя было ни сачковать, ни списывать, ни пользоваться шпаргалками или подсказками – учиться надо было честно. Это требовало очень больших усилий, не сопоставимых с усилиями при учебе в нормальном возрасте и при нормальных условиях.
Мне везло и здесь. На нашей кафедре работали титаны гидромашиностроения Иван Иванович Куколевский, Сергей Сергеевич Руднев, Вячеслав Вячеславович Мишке (не буду перечислять еще многих достойных самого глубокого уважения профессоров, доцентов, преподавателей). Их отношение к студентам, их обучению и оценке знаний всегда вызывало и вызывает величайшее уважение. Неформальный подход этих преподавателей к своей работе лучше всего характеризовало выражение: «на экзамене можете пользоваться любой литературой, вплоть до цирковых афиш!». До сих пор сохранилось в памяти удивление и восхищение тем, как на экзамене, нисколько не расширяя тему вопроса, экзаменатор заставлял залезть в такую его глубину, о существовании которой ты и не подозревал. О нашей кафедре написано достаточно много, так что я не буду продолжать эту тему.
Вскоре после возвращения в МВТУ на меня вышли бывшие однокурсники Володя Калишевский и Леша Голубев. Они работали в ВИГМе – Всесоюзном институте гидромашиностроения — и предложили мне устроиться туда же, не бросая МВТУ. В этом институте, не раз реорганизованном, я проработал сорок шесть лет: сначала инженером, затем завлабом, начальником отдела, главным инженером.
Леша Зак был распределен на Свесский насосный завод, Борис Павлов – на Щелковский, Юра Чередниченко на ЗИС (ЗИЛ). Должен сказать, что во времена моего отсутствия ребята не теряли связи с Яной и даже потом шутливо переругивались, споря о том, кто же нес из роддома Леночку.
Шли годы. Ушла из жизни Яна. Окончила МЭИ Леночка. В мою жизнь вошла Светлана. У Лены родилась маленькая Яночка, которая тоже выросла, окончила ВУЗ, нашла Лешу и они растят Яшу. Нас навсегда покинули Витя и Анечка Шулькины, их сын Лева, Женя Ахутин, Лена Соболь, Юра Чередниченко, Леша Зак, Леша Голубев.